Главная  /  Фотографии  /  Путешествия  /  Заметки  /  Графика  /  ASCII

→  Байкал байкер блюз

22 февраля 2016

Кругобайкальская железная дорога

09.08−12.08

Байкал байкер блюз  ←  Ctrl  →  Мыс Кадильный, Большое Голоустное

КБЖД — Кругобайкальская железная дорога или просто Кругобайкалка. Историческое место. Можно сказать без преувеличения — музей на рельсах. 41 тоннель, 16 галерей, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок, множество пямятников архитектуры. Всё это обилие чисел в реальности выглядит совершено фантастически как визуально, так и с точки зрения истории.


1.

Немного справочной информации. Впервые поезд к берегу озера Байкал пришел 21 октября (2 ноября) 1898 г., после прокладки железной дороги протяженностью 61 верста от Иркутска до станции Байкал по берегу Ангары, которая затем стала западной частью Кругобайкальской дороги. 

Маршрут Кругобайкальской железной дороги начинался на станции Байкал и шел вдоль берегов озера через Култук — Слюдянку — Танхой, заканчиваясь на станции Мысовая, от которой на восток шла Забайкальская дорога, построенная несколько раньше. Окончательное решение о маршруте Кругобайкальской дороги было принято 9 (22) июня 1901 года комитетом по сооружению Сибирской железной дороги, поскольку изначально в проектах существовало 2 основных варианта ее прокладки. 


2.

Длина Кругобайкальской дороги в ее окончательном виде от Байкала до Мысовой составляла 244 версты (260 км).

Строительство восточной части Кругобайкальской дороги от Мысовой до Танхоя началось в конце 1899 г.; затем прокладывался путь от Танхоя до Слюдянки, на более пологом и равнинном южном берегу Байкала; весной 1902 г. началось строительство самой сложной части дороги — от Слюдянки до станции Байкал. Работы по сооружению тоннелей начались 1 (14) декабря 1902 г. Рабочее движение поездов по всему маршруту Кругобайкальской дороги открылось 18 сентября (1 октября) 1904 г., а 16 (29) октября 1905 г. она была принята в постоянную эксплуатацию и стала частью Забайкальской дороги в административном отношении.


3.

Современный маршрут Кругобайкальской железной дороги сформировался в конце 50−х годов, после строительства Иркутской ГЭС в 1956 г. и затопления участка, проходящего вдоль Ангары, от Иркутска до Байкала. Несколько ранее, в 1947—49 гг. была построена более короткая перевальная дорога Иркутск — Большой Луг — Слюдянка и после завершения строительства на нее был переведен основной ход Транссиба. 89−километровая ветка Слюдянка-2 — Култук — Маритуй — Байкал стала после этого тупиковой, и именно она сегодня понимается под Кругобайкальской дорогой. Основным ходом Транссиба сейчас также является 171−километровый участок от Мысовойдо Слюдянки-2, который ранее строился как часть Кругобайкальской дороги.


4.

Первые 25 километров от Култука до окресностей Шарыжалгая можно было вполне свободно передвигаться на велосипедах - сбоку одноколейки по мелким тропам, насыпи и шпалам.

Всё-таки нужно отметить, что весь байкальский маршрут в том виде, в котором нам было интересно его пройти, не относится к классу кросс-кантри. Он больше похож на олл-маунтин и эндуро — постоянная зубодробительная трасса по камням, заезды в лес, частые пешие переходы через перевалы и каменистые резкие спуски с гор и холмов. То есть можно с уверенностью рекомендовать двухподвес с довольно большим ходом вилки и с максимально мощной тормозной системой. Требование к тормозам обусловлено не столько высокой скоростью движения на некоторых участках, сколько резкой сменой условий эксплуатации: влага, песок, резкие опасные спуски, а также дополнительная весовая нагрузка за плечами.


5.

Большая часть маршрута до Маритуя была пройдена пешком по шпалам. На некоторых участках можно было приноровиться катить вел по насыпи, при этом шагая рядом по рельсе.

Проезжая мимо Баклани, остановились немного отдохнуть возле турбазы и познакомились с Михаилом. Добрый человек напоил чаем, рассказал о различных достопримечательностях, об особенностях некоторых участков пути вокруг Байкала и о местной рыбе — хариусе и омуле, а также посоветовал на ночёвку остановиться возле мыса Половинного.


6.

Немного подробнее про рыбу. Среди сиговых самый известный, безусловно, байкальский омуль. Его первое описание было дано в 1775 г. Л.С.Берг в 1932 г. назвал омуля мигрирующим сигом, что отражено в его латинском названии. Характерные признаки омуля — конечный рот, длинные тонкие тычинки, число которых колеблется от 35 до 54, мелкая, слабо сидящая чешуя, крупные глаза, относительно небольшие размеры. При длине 30—60 см достигает веса от 200 г до 1,5 кг, редко встречаются особи до 2 кг.

Основные, самые известные популяции омуля — селенгинская, посольская, баргузинская, чивыркуйская и северобайкальская. Названия они получили по местам нерестилищ в реках, впадающих в Байкал.

Рыба встречается здесь во всевозможных вариантах: горячего и холодного копчения, солёная, свежемороженная, свежепойманная и живая. Предпочтительней брать свежепойманную для ухи или просто основного блюда. Копчёная, бесспорно, прекрасно подходит к пиву, но не способствует кручению педалей или тяжкому пешему перемещению по жаре.

Вечером, проезжая мимо Маритуя, в одном из домов удалось купить несколько свежемороженных рыб, которые сварили этим же вечером.


7.

В последний день на КБЖД нам пришлось изучить несколько различных способов укладки шпал, которые обязательно нужно включить в общеобразовательную программу всех учебных заведений.

Пройденный на этот момент путь в целом и всевозможные мелкие локальные трудности тускнели, мерцали и вовсе исчезали с каждым километром последней трети Кругобайкалки. Вначале были просто шпалы с насыпью. Далее шёл свежеуложенный мелкий гравий, в котором колёса утопали, как в песке. Через несколько километров насыпь начала постпенно исчезать, а в итоге и вовсе скрылась из виду: шпалы аккуратно лежали сверху и способствовали прохождению маршрута поистине «семимильными» шагами.


8.


9.

Паром в Листвянку.


10.

Оглавление

  1. Байкал байкер блюз (Главная страница)
  2. Кругобайкальская железная дорога (09.08−12.08)
  3. Мыс Кадильный, Большое Голоустное (12.08−15.08)
  4. Хужир, бухта Песчаная (16.08−19.08)
  5. Дорога до Хобоя (19.08)
  6. Мыс Хобой, Узуры (19.08)
  7. Узуры, падь Ташкиней (20.08−23.08)
  8. Озеро Шара-Нур (23.08−25.08)