Главная  /  Фотографии  /  Путешествия  /  Заметки  /  Графика  /  ASCII

В Грузию с собственным домом

Более двух недель на побережье Чёрного моря с прицепом

Дата поездки: 06 августа 2015 — 24 марта 2016

Тип путешествия: автомобильное

Ключевые точки: Казбеги, Тбилиси, Вардзия, Кутаиси, Поти, Кацхи, Гелатский Монастырь

Маршрут

Это вторая по счёту поездка в Грузию. Первая совершилась в прошлом году и была совершенно иной по концепции — в мае в Грузии ещё холодно, а некоторые перевалы закрыты. В этом году нам удалось полностью погрузиться в атмосферу морского курорта. Маршрут пролегал по Военной грузинской дороге через Тбилиси. Возле посёлка Степанцминда мы поднялись к Троицкому храму в Гергети. К побережью проехали через пещерный город Вардзия. На побережье мы остановились возле Магнетити в непосредственной близости от моря и провели там полных 8 дней. Оттуда сделали радиальный выезд в Батуми, Поти и возле Кутаиси посетили монастырь на столбе в Кацхи, Гелатский Монастырь и Моцамета. Общий пробег — 5300 км.

Таким образом снова открытыми остались такие места, как Вашловани, Сигнахи, Омало и Шатили.

Путешествие в Грузию

Граница

Для того, чтобы пересечь границу, требуется наличие загранпаспорта и прав (стандартных, не международных). Никаких гринкарт, дополнительных медицинских страховок не нужно. Для прицепа необходима открытая категория BE.

Работает пункт пропуска с 4 утра до 9 вечера. Мы приехали около 23 часов и заночевали прямо в очереди. Сразу же поступило предложение за 5000 рублей помочь с преодолением сотни автомобилей, которые стояли перед нами. От предложения отказались, поскольку скорость прохождения пункта пропуска достаточно высокая. В общей сложности мы потратили на это чуть больше часа.

На обратном пути всё вышло наоборот. Пришлось с головой погрузиться в атмосферу таможенного беспредела. Грузинская сторона работает быстро — 10 минут и ты уже в нейтральной зоне, радуясь, что уже практически вернулся домой. Но здесь-то всё и начинается. Без контроля со стороны пограничников люди устраивают полный беспредел, пытаясь объехать очередь по встречной полосе и обочине. Когда с российской стороны автомобили уже просто не могут выехать, пограничники начинают расчищать затор. Хватает этого на 10−15 минут, после чего ситуация повторяется снова. 

8 часов мы ехали 3 километра, находясь в постоянном напряжении. Это было даже хуже, чем в Узбекистане.

Погода

На побережье погодные условия довольно сильно отличаются от всей остальной континентальной части страны. Здесь высокая влажность и заметно переменчивый климат. Штиль на море и палящее солнце в одночасье могут смениться порывистым ураганным ветром, дождём с раскатами грома и завершиться огромными волнами.

Серое спокойное утро, не предвещающее ничего радостного, внезапно растапливается солнцем, и к обеду на небе может не остаться ни одного облака.

Температура воды в этом году была невероятно высокой. Я не помню Чёрного моря, прогретого до 28 градусов, и при этом кристально чистого, без водорослей и медуз. Разница между водой и воздухом практически не ощущалась — в воде можно было сидеть весь день.

Оборудование, навигация

RAM Moiunt iPad

MapsMe предоставляет отличную детализацию местности с указанием различных объектов.

Навигация MapsMe

Также работает поиск, учитывающий текущее положение карты. Например, можно найти на карте все ближайшие заправки Lukoil.

Навигация MapsMe

Подробно про нацигацию см. отдельную заметку.

Поломки

Какой бы ни была надёжной конструкция, в ней всегда есть слабое место. В данной поездке им оказался фаркоп. Точнее даже не он сам, а место его крепления к Тойоте. Подготавливая автомобиль в спешке, для монтажа были задействованы штатные отверстия для фаркопа в заднем бампере, без какого-либо дополнительного усиления. Сомнений в прочности конструкции ни у кого не возникло, поскольку на 80−ке задний бампер — это поперечина рамы. Но по всей видимости, на такое «точечное» крепление всё же приходится чрезмерно большая нагрузка, особенно при манёврах на разбитой дороге.

Toyota Land Cruiser 80, фаркоп
Toyota Land Cruiser 80, фаркоп

Применили усиливающие стропы, которые снизили давление вниз при раскачке во время движения. Это помогло задержать дальнейшее прогрессирование трещины.

Toyota Land Cruiser 80, фаркоп

Автомобиль

Данное путешествие вышло одним самых тяжёлых по вопросу подготовки. Новый автомобиль Toyota Land Cruiser 80 был приобретён взамен Nissan Patrol всего за 3 недели до старта. За это время необходимо было как минимум привести в порядок техническое состояние его подвески, заменить жидкости и перебрать мосты. Всё успели, но пришлось ехать фактически из гаража. Дополнительной нагрузкой на организацию являлась необходмость забрать арендованный прицеп-дачу (караван) из Ярославля, а перед этим — заказать фаркоп для его перевозки и развести электрику.

Toyota Land Cruiser 80

Про выбор автомобиля и причины его замены см. отдельную публикацию. За 5500 км путешествия удалось проверить почти все свойства внедорожника — длительные пробеги по шоссе, передвижение по перевалам с большим перепадом высот и по дорогам с грунтовым покрытием.

1HZ. Неспешный, вальяжный, но очень старательный и ответственный трудяга. Никакой суеты и дёрганий. Создаётся ощущение, что он живой! Ему легко сбежать с горки, но чтобы взобраться наверх, нужно уметь пришпорить: держишь на 5−й передаче 100 км/ч до нижней точки спуска, уверенно добавляешь газ, выходишь на подъём, скорость плавно падает до 80 км/ч — пора переключаться на 4−ю, следующий момент на 60 км/ч — на 3−ю. Однажды пришлось ехать в злой тягун (плавный, почти незаметный подъём) на второй передаче 45 км/ч, когда на равнинах Краснодарского края мы мерились силами со встречным ураганным ветром. На «Фриле» мгновенный расход показал 20 л. на 100 км.

Расход стабильный — 16 л. на 100 км с прицепом и полной загрузкой и 12 л. —  пустой. Борьба с подъёмами и ветром увеличила расход до 18 л.

Внедорожные характеристики и поведение понравилось больше Патруля — нет резкости и дёрганности, нет провалов на низах. Всё очень плавно и предсказуемо. В Степанцминде в гору ехал на первой повышенной без малейшего намёка на то, что мотору тяжело. Вниз спускался на второй пониженной без использования тормозов.

Где-то подслушал замечательную характеристику мотора 1HZ: обгон фур не вызывает никаких проблем — спокойно прижимаешься правее и даёшь фуре себя обогнать. В целом, это правда. Но самое интересное, что пятая ночёвка в поездке у нас совпала с прошлым годом, когда мы ездили на полупустых Патрулях.

В целом автомобиль очень понравился — живой, душевный, тёплый и ламповый. Начал замечать и различать ландшафт, что позволило стать чуть ближе к проезжаемой местности. Если есть тяжёлый подъём, то не турбина с электронным чипом об этом знают, а лично водитель — будь добр скинуть передачу, чтобы сохранить правильный каденс и пульс ;). Мне это близко.

Прицеп-дача

Toyota Land Cruiser 80, караван, прицеп-дача

Впечатления от каравана ещё более яркие. Поначалу, как водится, пришлось привыкать, но впоследствии все его прелести были задействованы всецело.

Преимущества становятся особенно заметными на длинных перегонах на обратной дороге, когда уже отсутствует запал от грядущего отдыха. Сборы семьёй занимают полчаса: встал, поставил чайник, почистил зубы, туалет-умылся, заварил чай-кофе, параллельно можно сварить кашу. Перекус, посуда, сели, поехали. Ничего паковать не нужно, все было чётко отсортировано по икеевским прозрачным пластиковым коробкам.

Из очевидных минусов — требовательность к дорогам. Непривычно занудными становятся черепашьи переезды через неровности и лежачие полицейские, которыми Грузия оказалась чрезвычайно полна. Можно не усердствовать, но тогда вещи будут хаотично перераспределены по прицепу, повторяя броуновское движение частиц, а фурнитура рано или поздно развалится.

Toyota Land Cruiser 80, караван, прицеп-дача

Ещё минус — электропитание для полноценного функционирования всей периферии. Если свет можно использовать внешний на батарейках и налобники, то насосы для душа и умывальника работать не будут. Хорошо, что туалетный насос у нас был ручной вакуумный. Впрочем, если в дороге все лишения и неудобства легко можно пережить, то непосредственно в месте дислокации лагеря без электричества ничего не получится. Генератор у нас с собой на всякий случай был, но на дикой стоянке шум будет мешать соседям.

Что касается кэмпингов как таковых, то в Грузии их нет. Точнее есть два, но их придётся искать. Поэтому данный вид туризма там в основном транзитный — в Турцию и Грецию. Неподалёку от Казбеги есть непроверенный Zeta Camping, а также на побережье где-то неподалёку от Батуми.

Путешествие в Грузию

Оглавление

  1. В Грузию с собственным домом (Главная страница)
  2. В дороге
  3. Достопримечательности и природа
  4. Люди Грузии