Главная  /  Фотографии  /  Путешествия  /  Заметки  /  Графика  /  ASCII

Минус 51 градус по Фаренгейту

Две недели автономного путешествия одним экипажем по северу России

Дата поездки: 29 января 2015 — 13 февраля 2015

Тип путешествия: автомобильное

Ключевые точки: 67 параллель, Нарьян-Мар, Печора, Воркута, ненецкий чум, зимники и экстремальный холод

Предисловиe

Комфорт ослабляет нас. Как иммунной системе, чтобы работать, живому организму требуется движение. Движение — жизнь. Смена обстановки, разрушение привычного — это как первый глоток прохладной воды в засуху; или прикосновение близкого человека после долгой разлуки. Чтобы видеть свет необходима тень; чтобы согреться нужно ощутить холод; чтобы начать ценить нужно потерять.

Север - 2015

Путешествие — это оборотная сторона, альтернативная сущность. Как только оно становится профессией, то теряет электрический заряд, движущий импульс, исходящий от познания неведомого. Поездка в неизведанный край — это не механический процесс перемещения, это поиск самого себя, попытка определить соотношение между своим «хочу» и «могу». Это личный путь каждого — найти свою собственную проекцию.

Север - 2015

Поиск концепции поездки — это процесс творческого мышления. Часто этому мешает техническая подготовка: не доедем, не успеем, сломаемся. Хорошо подготовленный автомобиль обеспечивает возможность передвижения в сложных условиях, но незаметно устанавливает свои собственные рамки и в конечном счёте сам становится ограничителем. Очень важно сохранить свободу мышления — отсутствие предрассудков и технологических ограничений. Легко можно путешествовать без внедорожных доработок, а до некоторых мест и вовсе добраться не на своём транспорте. Творчеству нужна свобода, идеи — воплощение, человеку — победу над своими слабостями.

Север - 2015

До и после

Идея прикоснуться к неизведанному русскому северу возникла совершенно спонтанно, а решение ехать было принято за несколько минут. Несколько мгновений, — как взмах крыла бабочки — которые впоследствии привели к полному погружению в атмосферу заполярья.

Север - 2015

Суровый северный край особенный. На севере не выживают отрицательные качества человека, их выдувает ветер и забирает бесконечная тундра. Здесь принято помогать друг другу. Природа не шутит ни с гостями, ни с местными. Необходимо соблюдать осторожность и быть готовым к наихудшему сценарию. Легкомысленность может стоить здоровья и жизни. Там, где заканчивается проверка выносливости, начинается обычная человеческая глупость.

Север - 2015

Заметка про иллюзии севера получилась довольно эмоциональной, но правдивой. И действительно, прочитав до поездки некоторое количество чужих отчётов, мнение о севере имело совершенно иной оттенок, чем по возвращению. Проблема в том, что после всех немногочисленных поездок, отчёты составляются либо исходя из коммерческих целей, либо людьми, не столкнувшимися с настоящими трудностями. А трудности есть, и о них нужно обязательно рассказывать, осознавая всю ответственность перед своей аудиторией.

Север — самобытный индустриальный край. Туризма там нет, как нет и всего сопутствующего этому отлаженного механизма. На севере нас никто не ждёт. Рыбаки ловят рыбу, ненцы пасут оленей, газовики, нефтяники и шахтёры добывают. Многие приезжают на заработки, привлечённые высокими бюджетами. Среди подзарабатывающих много тех, кто не сталкивался никогда с трудностями природы заполярья. Именно за их счёт регулярно пополняется ежегодная статистика увечий и летальных исходов.

Север - 2015

Взаимовыручка и бескорысность — безусловно. Без этого здесь не прожить. Но это исключительно личностные характеристики, не относящиеся к общей системе. Вызов «эвакуатора» за сотню километров в тундру, отель, сервис-центр в крупном городе — за всё это придётся платить с северной надбавкой. Эвакуация, впрочем, здесь поставлена профессионально, ведь зачастую необходимо спасать тех, кто с семьями застревает на зимниках по дороге домой, иногда страдают камазы и уралы, доставляющие запчасти и продукты. Поэтому при соблюдении должной осторожности и предусмотрительности, можно быть уверенным в относительной безопасности мероприятия.

Из рассказа МЧСовца:
«В прошлом году местный на зимнике с семьёй застрял в пургу. Оставил автомобиль с женой и двумя детьми и пешком пошёл до ближайшей точки со связью. Пришёл уже обмёрзший — уши текут, нос чёрный. В общем, через несколько часов приехали на место, а там уже никого в живых. Мать, видимо, с себя всю одежду сняла вплоть до трусов, чтобы детей согреть, но не выжили они. У неё струйки слёз замёрзли — вниз такими длинными тонкими сосульками из глаз».

Север - 2015

Так или иначе, свою альтернативную сущность в суровом северном крае нам удалось раскрыть в полной мере. Многое было пересмотрено как в техническом, так и в организационном плане. Подобный опыт вряд ли можно заменить чем-то другим.

Север - 2015

Подготовка и снаряжение

Путешествие одним экипажем проще в плане организации, но гораздо более требовательно к участникам, снаряжению и подготовке техники. Техника, впрочем, была готова, хоть и с небольшими капризами.

Автомобиль:

Запчасти:

Инструменты:

Кухня:

Организация:

Смысл расстановки всех вещей сводится к тому, что готовить и жить нужно в автомобиле с закрытыми дверями. Во время движения спальный модуль был всегда в разобранном состоянии. На него были постелены сначала термарестовские надувные коврики, затем одеяло, а сверху — готовые разложенные спальники. Это позволяло ехать без остановок на сон.

Север-2015
Север-2015

Еда была рассчитана на самый худший сценарий, когда мы большую часть путешествия проводим автономно, без гостиниц и магазинов. Топлива и провизии было собрано с большим запасом.

Автомобильное путешествие позволяет дать волю гастрономическим экспериментам и кулинарным изыскам. Дошираки были спрятаны на экстренный случай, а дневной рацион состоял из привычной домашней еды: каша, суп, крупы, мясные и рыбные консервы, салаты. Продукты были распределены по удобным боксам и размещены по смыслу. То есть процесс приготовления был следующим:

Север-2015
Север-2015

Подобные манипуляции легко проделываются даже в лютый мороз и ветер. Ключевым моментом здесь является работающая салонная печка. Если она выведена из строя, можно оставить двигатель заведённым, но придётся воспользоваться жидкостным подгревателем, поскольку на холостых оборотах при 20 градусах мороза двигатель остывает до минимума за 5 минут.

Север-2015

Маршрут

Предполагалось посещение города Нарьян-Мар, заезд на мыс Варандей, а также осмотр Ханты-Мансийска, Салехарда и Воркуты. Время было выбрано не совсем удачное — конец января. Лучше ехать в марте — длиннее световой день, больше вероятность увидеть северное сияние и более стабильная погода.

Нам же выпала нелёгкая доля столкнуться со всеми прелестями неведомой северной стихии — метелью, пургой и экстремальными морозами с ветром. Аномальные метео-условия привели к тому, что мы неделю провели в Нарьян-Маре, а по дороге назад заглянули на пару дней в Воркуту.

29 января 2015 года мы в составе одного экипажа из двух человек выехали по направлению к полярному кругу. Первый пункт назначения — Нарьян-Мар.

Оглавление

  1. Минус 51 градус по Фаренгейту (Главная страница)
  2. Техника и поломки (Выводы о надёжности)
  3. Иллюзии севера (Цели и рекомендации)
  4. За полярным кругом
  5. Нарьян-Мар
  6. Ненецкий чум
  7. Катастрофа и эвакуация
  8. Снова поломка
  9. Вокзал Воркуты
  10. Улицы Воркуты
  11. Шахты Воркуты
  12. Люди Воркуты
  13. Дорога домой