Главная  /  Фотографии  /  Путешествия  /  Заметки  /  Графика  /  ASCII

→  Минус 51 градус по Фаренгейту

Февраль 2015

Катастрофа и эвакуация

Ненецкий чум  ←  Ctrl  →  Снова поломка

После богатой впечатлениями поездки в оленеводческое хозяйство, желание встать на обратный путь заметно возрасло. Кроме того, время неумолимо сокращало дни, отведённые на путешествие, а посмотреть хотя бы Воркуту было просто необходимо. Во-первых, уже была оформлена заявка на экскурсию по угледобывающей компании «Воркутауголь», а во-вторых, это стало делом принципа. Варандей оказался недостижим по метеоусловиям, доехать до Салехарда мы уже не успевали по времени, поэтому медлить было нельзя. Вперёд в Воркуту!

Термометр с утра показывал ужасающие -38 °C, звонок в МЧС не принёс никаких радостных вестей — зимник был всё ещё закрыт. Тем не менее, у нас появился попутчик на бензиновой «Тойоте», который был полон оптимизма. Решили совместными усилиями попытать счастье.

Мороз стоял трескучий. Ни дуновения ветерка — воздух словно застыл, тоже желая немного согреться. Обе печки теперь работали, патрол был исправен и снаряжён. Бак заполнен северным «Лукойловским» дизелем. Последние минуты прощания, выдвигаемся в путь.

Солнце ярко освещало дорогу. Отдалённую тревогу навевал вертикальный световой столб, поднимающийся от солнца наверх — символ грядущего похолодания; а также позёмка — снежная пыль, бегущая поперёк дороги, — сигнал к сильному ветру.


1.

Отсыпку пролетели, как по гладильной доске. На дороге ни души — ни попутного, ни встречного транспорта, но мы не унывали. Свернув на зимник, Саша на бензиновой «Праде» перестал ехать — тонкие накаченные колёса разрезали наст, и автомобиль утопал в снегу всем кузовом. Дважды достав рывковый трос, мы его больше не убирали и фактически на нём дотащили Тойоту до бытовки трактористов.


2.

У братьев-трактористов решено было поинтересоваться о состоянии дальнейшей дороги, а также немного отогреться горячим чаем. Вся надежда покинуть сегодня Нарьян-Мар была ими развеяна довольно быстро — проезда нет, всё закрыто, мороз и пурга. Вернувшись к автомобилю, нужно было принимать решение, ехать дальше или возвращаться назад.

Тут к нам подъехал «Патриот». Водитель Коля, как выяснилось, ехал в сторону Нарьяна уже более двух суток. Нос и некоторые пальцы уже были помёрзшие. Подъехав к бытовке, его УАЗ заглох из-за неспособности «переварить» замёрзшее топливо. «Нехороший знак», — подумал я, глядя сквозь небольшое окно на стоящий неподалёку «Патруль».

Вернувшись в машину, стало заметно, что печка дует холодным воздухом, а двигатель полностью остыл. Это означало только одно — перестал работать жидкостный подогреватель. Холодный пот прошиб с ног до головы и волосы зашевелились даже под шапкой. Топливо! У нас мёрзнет дизель, мать его!

Бегом! Надо залить присадку, пока двигатель работает хотя бы на холостом — есть шанс прогнать топливо по кругу через обратку. Стакан Hi-Gear растворился в баке. В машине царило тяжёлое молчание. Это был он — пиздец. С одной стороны, мы в сотне километров от Нарьяна, с другой — перед закрытым зимником. За следующие 20 минут ветер усилился и задул с особенным усердием и цинизмом. Топливная присадка поначалу дала проблеск надежды — 2 тысячи оборотов на холостом ходу держались ровно. Первая скорость, плавно отпускаем сцепление, машина дёрнулась, проехала десяток метров и мгновенно заглохла. Выжимаем сцепление, дважды греем свечи, поворот ключа… Но нет.


3.

Что же делать?

Брать документы и всё самое важное и бежать греться в единственный оазис посреди бушующей морозной бури — бензиновую «Праду»! Наскоро был собран небольшой рюкзак и фототехника. «Так, я ничего не забыл? А!», — рука быстро скрылась за спинкой заднего сидения, чтобы достать две бутылки ирландского Tullamore Dew.

— Саш, мы замёрзли…
— Ну погрейтесь тут. Что в итоге, едем или возвращаемся?
— Патруль замёрз, Саня, всё, мы приехали, пизда рулю!
Саша повернулся назад, улыбнулся и спокойно ответил:
— А, ну, тогда поехали назад. Только у меня переднее колесо спустило. Сейчас, мы тут коньячок допьём и пойду качать. Присоединяйтесь. Правда, бутылка уже почти пустая.
— У меня два батла ирландского есть.
— Ну тогда вообще без проблем! (смеётся)

От Саши повеяло спокойствием, оптимизмом, уверенностью и «Хеннеси». Это нас приободрило. Через мгновение к машине прибежал и Коля с «Патриота»:
— Так, дизелёк подмёрз, а мне на работу уже завтра, потом приеду отогревать. Подбросите же, парни?
— У нас тоже замёрз! Странно, вроде же «северный лукойловский».
— Ну что ж вы хотите, «лукойловский» рассчитан на -40, а тут на термометре -42, да ещё ветер градусов 15 добавляет. Авиационным керосином разбавляем обычно.


4.

На улице дул такой ветер, что порывами сбивал с ног.
Пятеро парней сидели в машине посреди завывающей снаружи тундры. Это был наш небольшой островок посреди океана. Такого контраста я не ощущал никогда. Ты сидишь в теплой светлой уютной комнатке, а снаружи — абсолютная враждебная бездна, пространство, которое уже вот-вот исчезнет и превратится в пустоту.

Попытка проехать назад эти несчастные 3 километра до отсыпки по нашим же следам не увенчалась успехом. Но мы не стояли на месте. Мы двигались. В общей сложности мы ехали до Нарьян-Мара 12 часов. За это время алгоритм передвижения был отработан до мелочей:


5.

Ну что ж, снова здравствуй, Нарьян-Мар, спасительный наш дом! Сегодня мы отдыхаем, а завтра надо придумывать, как вызволить «Патруля» из морозного плена. Но это будет завтра.


6.

На следующий день на помощь вновь пришли друзья в МЧС, выделив на вечер Камаз для эвакуации.

Повествование об эвакуации довольно скучное. Скажу лишь, что дополнительную дозу адреналина организм щедро выделил в кровь, когда по возвращению к автомобилю его там обнаружено не было. Братья решили, что негоже «Патрулю» стоять особняком, и трактором прикатили его поближе к своей бытовке.


7.

Назад пришлось ехать на «галстуке» все 100 км. Мороз стоял крепкий, но немного потеплело и самое главное не было ветра. Мне были выданы валенки, ватный тулуп и двойные варежки. Было, конечно, холодно, но не так, как в эцихе для мяса.

Патруля снова отогрели на базе. Нам оставалось лишь подождать «окно» — когда потеплеет хотя бы на пару градусов. Прогноз погоды был утешающим, но вместе с потеплением приходит пурга. Поэтому расслабляться было нельзя.

В Нарьян-Маре мы провели целую неделю. Незабываемую неделю, полную холода, адреналина, алкоголя, разочарования, неопределённости, добра и бескорытия. Теперь складывалось внутреннее ощущение, что Север нас готов отпустить домой. А мы на этот раз по-настоящему готовы его покинуть.

Оглавление

  1. Минус 51 градус по Фаренгейту (Главная страница)
  2. Техника и поломки (Выводы о надёжности)
  3. Иллюзии севера (Цели и рекомендации)
  4. За полярным кругом
  5. Нарьян-Мар
  6. Ненецкий чум
  7. Катастрофа и эвакуация
  8. Снова поломка
  9. Вокзал Воркуты
  10. Улицы Воркуты
  11. Шахты Воркуты
  12. Люди Воркуты
  13. Дорога домой