Главная  /  Фотографии  /  Путешествия  /  Заметки  /  Графика  /  ASCII

→  Минус 51 градус по Фаренгейту

Февраль 2015

Иллюзии севера

Цели и рекомендации

Техника и поломки  ←  Ctrl  →  За полярным кругом

Цели

Цели поездки одним экипажем были самые туристско-ознакомительные: в Нарьян-Маре забрать документы на Варандей, отметиться на побережье Баренцева моря, сделать крюк до Салехарда через Ханты-Мансийск и проверить возможность проехать на Воркуту из Харпа. Итоговый маршрут сложился совсем иначе — на Варандей мы не попали по погодным условиям, в Нарьян-Маре пробыли почти неделю (ничуть об этом не сожалея), а в угледобывающую столицу поехали плацкартом из Печоры.


1.

По факту пережитого во время поездки хотелось бы выделить несколько важных умозаключений.

СЕВЕР — ЭТО ЭКСТРИМ!

Я считаю лживым и в корне неправильным (и даже опасным для читателей) позиционировать путешествие на север как прогулочный выезд. Здесь дело вовсе не в наивной попытке сгустить краски вокруг нашей поездки, а в том, что легкомыслие может стоить людям жизни или здоровья. Многие описания северных маршрутов — это либо удовлетворение самолюбия участников, либо попытка испытать собственное везение (не зная об этом). Ни то, ни другое, ни даже эта наша поездка не являются отражением действительности.


2.

НЕ ПИТАЙТЕ ИЛЛЮЗИЙ!

Если кому-то удалось беспрепятственно преодолеть задуманный отрезок пути на легковом автомобиле, не факт, что через несколько часов этот маршрут не окажется фатальным для «Камаза» или «Трэкола».

Север — это живой организм. Он может тепло принять, отогреть и приласкать, но не отпустить назад. Может игриво потрепать, испытать и вдруг раскрыть всю свою многогранную красоту. А может заманить, отобрать и наказать. Порой даже местные жители попадают в сети, ловко расставленные суровой природой.


3.

На зимнике мы встретили человека, который несколько суток боролся за жизнь в своём «Патриоте». В итоге его дизель замёрз одновременно с нашим, и мы всей толпой спасались в бензиновой «Праде», у которой пробило колесо. 12 часов мы ехали 100 километров.

Нет, не так.
12 часов мы пили, толкали, пили, накачивали, пили, копали, пили, газовали, пили, смеялись, пили и пили, и пили. Могли себе позволить — это был наш день рождения.

Я благодарен северу за то, что он приоткрыл мои прищуренные младенческие глаза на малую толику своей стихийной сущности. Это было незабываемое приключение, заставившее посмотреть на окружающий мир немного под другим углом.

Рекомендации

  1. Если у вас есть планы — выбросьте их на помойку. Разрабатывая северный маршрут, вы делаете лёгкие черновые наброски, осознавая, что всё может быть совершенно иначе.
  2. Не верьте отчётам. Чужой отчёт — это всего лишь одна точка в огромном многомерном пространстве. Истину не знает никто, кроме автора. Многие неупомянутые детали поездки могут оказаться решающими, а рассказанные в красках — не значить абсолютно ничего.
  3. Погода изменчива. Пока в городе спокойно, на зимнике может бушевать стихия. Потепление может привести к обильному снегопаду, а похолодание  — к метели. А может быть всё совсем не так. На наших глазах температура падала на 15 градусов за час. Местные говорят про разбег в 30 градусов. Ещё немаловажный момент — ветер. Если дует 15 метров в секунду при -40 — это гораздо более суровые условия, чем штиль в -60.
  4. Тёплая одежда. Никакая «Канада-гуз» не поможет, когда автомобиль заглох и нет возможности найти источник тепла. У нас на крайний случай была мультитопливная горелка с литровой канистрой бензина (газ не работает). Кто-то рассказывал про обычную свечу в салоне, которая позволяет немного зацепиться за жизнь в промерзающей кабине автомобиля. Лучший вариант — это спецодежда нефтяника. Она стоит недорого.
  5. Полевой ремонт. Если в солнечную спокойную погоду ещё можно что-то сообразить, глядя в подкапотное пространство, то при шквальном ветре 20 м/с у вас есть 2−3 минуты на принятие решения или на какое-либо действие снаружи. Даже при наличии правильной одежды пальцы рук мгновенно вымерзают, а мозг перестаёт функционировать в привычном режиме. Требуется отогрев. Если отогрева нет — паника. Все мысли сковываются, а выход наружу похож на космос в самом страшном кино.
  6. Техника. Безусловно всё может выйти из строя — выбить крепление аммортизатора, оборваться тормозной шланг, забиться отопление, перемёрзнуть клапан вентиляции картера и, в конце концов, сгореть сцепление или попросту разбортироваться колесо. Так или иначе, в ходе подготовки автомобиля все узлы должны быть проинспектированы с вопросом «а что, если оно сломается на зимнике в -40?». Осознание этого вывело нас на совершенно другой уровень подготовки автомобиля к поездкам. На севере не должно быть слабых мест. Критерий отбора простой и неоспоримый: даже если оборудование ломается один раз из тысячи (без очевидных причин), ему не место в системе. Основное жизнеобеспечение автомобиля должно быть простым, понятным и способным на быструю замену.

4.

Выводы

Смысл данного отчёта не в том, чтобы напугать или отвадить от мысли совершить поездку на север. Главная идея — чтобы вы были готовы к этому.


5.

PS. Не могу не упомянуть бесконечную душевность и бескорыстность тех людей, благодаря которым наша скромная команда вернулась домой в добром здравии. Без Сашка, Ромыча и дядь-Саши в Нарьян-Маре у нас бы ничего не получилось.

Оглавление

  1. Минус 51 градус по Фаренгейту (Главная страница)
  2. Техника и поломки (Выводы о надёжности)
  3. Иллюзии севера (Цели и рекомендации)
  4. За полярным кругом
  5. Нарьян-Мар
  6. Ненецкий чум
  7. Катастрофа и эвакуация
  8. Снова поломка
  9. Вокзал Воркуты
  10. Улицы Воркуты
  11. Шахты Воркуты
  12. Люди Воркуты
  13. Дорога домой