Главная  /  Фотографии  /  Путешествия  /  Заметки  /  Графика  /  ASCII

Корабли Узбекистана

Два внедорожника и мотоцикл эндуро по дну Аральского моря и пустыне Кызылкум

Дата поездки: 27 апреля 2013 — 12 мая 2013

Тип путешествия: автомобильное

Ключевые точки: Аральское море, Муйнак, пустыня Кызылкум, Бухара, Хива, древние песчаные городища

Маршрут

Всего пройдено 7500 км. Из них 2500 по Узбекистану.

Узбекистан, карта путешествия

Команда

Два экспедиционных Nissan Patrol Y61 и один мотоцикл эндуро Yamaha XT 600 E. Мотоцикл дотянули до границы на прицепе, дальше — своим ходом.

Nissan Patrol Y61, Yamaha XT 600 E

Экипировка, поломки

Не могу нарадоваться своему дополнительному баку. У второго патруля его не было, но на крыше были закреплены 5 канистр с дизелем (100 л) и 3 с бензином для мотоцикла. У меня наверху — 2 канистры с питьевой водой, ещё 2 — в салоне. Воды хватило с запасом — одну канистру на Аральском море использовали в качестве душа.

Узбекистан, Nissan Patrol Y61, канистры на крыше

Резина. Я ехал на грязевой Mickey Thompson 35", но можно было вполне обойтись 33" AT.

«Кастрюля» на шноркеле от пыли — очень годная вещь. Брал комплект запасных фильтров (включая салонный) — ни один не использовал. После степи и пустыни фильтр был почти как новый.

Люстра и живые аккумы — хорошее подспорье при установке лагеря и кухни. При длительном использовании можно скинуть клемму с основного аккумулятора, чтобы гарантировано завестись даже при полностью разряженном дополнительном.

Холодильник в салоне — это необходимый элемент путешественника, знающего толк в приготовлении здоровой пищи. Свежие овощи, фрукты и молочная продукция заметно обогащают впечатления от проведённого вечера в пустыне.

Узбекистан, полевая кухня

О поломках. У второго патруля порвало тормозную трубку (возможно, из-за того, что поймал глубокую яму в степи), чинили в Нукусе.

От приграничной тряски у меня выключился датчик топлива — показывал всю дорогу «пусто» и восстановился на обратном пути ровно после этой же самой трассы (UPD: проблема была в электрике, перетёрся провод возле бака).

Навигация, гаджеты

В качестве навигатора уже давно использую единственный девайс — айпад-2 (более подробно про настройку генштабовских карт на iOS). На нём стоит программа OffMaps, которая подтягивает карты Open Street для оффлайнового использования. Также были установены генштабовские карты через Galileo. По большей части Open Street рулит, но генштаб хорош подробностями ландшафта, а также старыми названиями населённых пунктов (многие из которых уже перестали существовать).

Узбекистан, дно Аральского моря

Сюда же поставил софт для управления камерами GoPro. У меня были две камеры Hero 3, которыми удобно было управлять посредством Wi-Fi соединения. Программа давала картинку с камеры (можно было подстроить её положение) — и даже с учётом сильной тряски, промахнуться по большой кнопке на огромном дисплее было сложно. Единственное, что портило впечатление — глюкавость софта и железа. Вайфай соединение постоянно подвисало — то есть при включенной камере она не выключалась, а в нужный момент — наоборот, не включалась. Лечилось это непосредственно хард-ресетом, то есть приходилось останавливаться и перегружать камеру вручную. Сколько было упущенных моментов — не сощитать. Надеюсь, обновлённая прошивка исправит ситуацию (UPD: новая прошивка 2014 года решила проблему). Что касается самого железа, кронштейнов и присосок  — нареканий никаких.

Узбекистан, Кызылкум, gopro hero3 black

Что смотреть

Наше путешествие условно можно разделить на две части — природная и городская. При этом первой было отдано предпочтение — Аральское море и пустыня Кызылкум. На древнейшие города Узбекистана можно легко спланировать отдельную поездку (не обязательно на автомобиле).

Также заслуживают внимание древние песчаные городища — Чилпык-кала, Джампык-кала, Кызыл-кала, Топрак-кала, Аяз-кала, Кыркыз-кала, Кой-Кырглан-кала. Чтобы посмотреть всё, потребуется много времени и изрядное количество терпения. Можно смело выбирать любые. Есть ещё интересные места рядом с озером Айдар-куль.

Узбекистан, Аяз-кала

За две недели удалось сполна насладиться природной частью путешествия — ночёвки в степи и пустыне, «снежное» дно Арала и великолепные виды на каньоны Джаракудук позволили максимально проникнуться атмосферой природы Узбекистана. В завершении экспедиции хватило времени и на красивейшие города — Бухару и Хиву.

Узбекистан, Кызылкум

В Самарканд и Ташкент мы не успели, тем не менее, считаю 2 недели оптимальным режимом для данной экспедиции: нет смысла устраивать днёвку в степи или пустыне, а смотреть больше городов — лишь сильнее смешивать впечатления.

Таможня

Для прохождения границы потребуется паспорт РФ и загран. После въезда на территорию соседнего государства — оформление страховки.

Прохождение таможни (Казахстан — Узбекистан) заняло у нас в общей сложности 12 часов (весь день). Виной тому — неработающая база данных на узбекской стороне. И туда, и обратно казахская часть таможни проходилась очень весело и бодро. Узбеки — нарочито нетороплтвые. Но при всей ватной индифферентности — вполне добродушные и учтивые. В ходе ожидания специалиста по розеткам показали им свои автомобили, рассказали про интересные путешествия и показали небольшое кино про то, как русские бороздят свои непроходимые болота. В общем, на всякий случай держите в запасе день на пересечение границы.

Узбекистан, таможня

Во время путешествия по Узбекистану необходимо регистрироваться не реже, чем раз в 3 дня. То есть находясь в отелях или проезжая мимо населённых пунктов, требуется получить подтверждение о своём местонахождении. Регистрационные талоны могут попросить предъявить на границе при выезде. Нас не спросили, но в сети есть несколько историй, которые заканчивались огромными штрафами.

Дороги

Самая убитая дорога оказалась за пределами Узбекистана — дорога от Бейнеу до границы. Не спасали даже подспущенные колёса и выкрученные на самый мягкий режим аммортизаторы. Самым комфортным режимом движения оказалась скорость 60−70 км/ч вне зависимости от глубины и количества ям. Фуры по этим буеракам ползут менее 5 километров в час. Эдакая тестовая дорожка путешественника — если что-то должно отвалиться, это произойдёт именно здесь.

В остальном не могу сказать ничего особенного про дороги Узбекистана. Сейчас активно идёт строительство основной трассы — кое-где уже можно ехать по идеально ровной бетонке. Объездные участки, конечно, пыльные и неровные, но в целом ничего особенного.

В степи надо быть предельно осторожным — велика вероятность встретить поперечную глубокую канаву. Непристегнувшийся может запросто лишиться зубов, да и подвеске неприятно. В Кызылкуме — песок, местами глубокий (мотоцикл стоял вертикально без подножки), но на широких шинах 315 нет проблем. Сопротивление песка становится заметным на подъёмах, когда 4−я скорость уже не тянет, а на заднем приводе невозможно заехать даже не небольшой пригорок. Нашёл самый комфортный режим движения — полный привод, 3−я скорость и обороты от 1000 до 3000. Температура двигателя не поднималась выше 89 градусов (на 4−й внатяг — сразу 91−92).

Nissan Patrol Y61, Кызылкум

Наибольшую опасность представляет размокший солончак. Привыкшему к глубокой грязи трофи-рейдеру со стороны может показаться пустяком небольшая подсохшая лужа. В реальности же микропыль и солевая взвесь, из которой состоит данная субстанция, имеет потрясающие свойства мгновенно забивать протектор любой глубины и намертво его заклеивать. Если случится посадить автомобиль на мосты — не спасёт даже трактор. Ездить можно только по сухому или явно раскатанному участку вдоль солончака.

Топливо

Бензин в достатке, дизель — дефицит. Достать дизель можно несколькими способами:

Первый способ годится, если заправщик отгрузит топливо здесь же из колонки. Но есть вероятность, что он приведёт ко второму пункту, который самый ненадёжный: многие продают дизель, разбавленный бензином и другими горючими веществами. Причём на проверку дают одно, в баки заливают совершенно другое. Рекомендую не рисковать. Самый надёжный способ пополнить запасы дизельного топлива — приобрести его у дальнобоев, которые, зная про его дефицит на узбекской территории, всегда имеют при себе запас на продажу. Найти дальнобоев можно на TIR-парках, которые располагаются, как правило, неподалёку от крупных населённых пунктов.

Узбекистан, топливо

Расход по трассе — 11,5 литров, по пустыне — не больше 15 литров на сотню.

Люди

Узбеки — крайне доброжелательные, открытые и душевные люди. Общение с местными доставляет исключительную радость. Если есть проблема (найти, проехать, починить) — можно смело обращаться к первому попавшемуся прохожему, в том числе и служителю правопорядка. Непременное рукопожатие перед началом разговора — обязательный ритуал. Даже если вас остановили за нарушение правил — штраф выпишут крайне доброжелательно и учтиво, возможно проявят интерес к путешествию и автомобилю.

Довольно сложно коротко сформулировать своё отношение к целому народу, пробыв в стране всего несколько дней, но могу сказать одно — у узбеков всё хорошо. За городом люди пашут свою пыльную землю старыми тракторами, роют арыки и орошают пески. Очень много детей. В глубоких деревнях можно увидеть, как в полдень учашиеся толпой возвращаются из школы. У всех чистые рубашечки и юбочки, аккуратные одинаковые ранцы и непременно счастливая улыбка на лице. Твоему потустороннему экспедиционному трансформеру с наклейками машут десятки рук, а впереди сверкают бегущие пятки.

Узбекистан, топрак-кала

Еда

Лагман, плов, самса и кебаб. По большей части из говядины. Баранину надо искать, договариваться заранее или обладать знанием определённых мест. Полагаю, что в столице всё немного иначе, мы до неё в этот раз не доехали В целом качество еды в более-менее приличных кафешках на хорошем уровне.

Никто из узбеков не знает, что такое салат — принесут порезанные помидоры и огурцы. Рекомендую отдельно заказывать именно помидоры, поскольку таких нет больше нигде — на московских рынках они определённо не из Узбекистана. Этот аромат свежести, богатство вкуса и приятная мякоть сливаются в единый поток незабываемого наслаждения.

Вероятно кто-то из гурманов и знатоков бухарского плова, прочитав этот унылый абзац, прыснет слюной от возмущения, тыкнет пальцем в монитор и прокричит, что мы упустили единственную надежду попробовать изысканное узбекское блюдо. Могу поспешно с ним согласиться. Но всё же наше путешествие имело несколько иную цель, поэтому в данном аспекте упущения не чувствуется.

Узбекистан, меню

Деньги

Валюта Узбекистана — сумы. Курс на май 2013 был примерно 1:80 (1 рубль = 80 сум). Мы поменяли по 15 000 рублей и сразу стали миллионерами. В целом, цены, конечно, ниже московских, но пачки по 100 000 сум (1200 рублей) расходятся очень быстро. Сувениры, еда и топливо стоят денег. Шёлковые ковры на базаре Бухары стоят по 500 USD. Наплыв туристов из Европы и США после открытия границ избаловал местных торговцев. Полагаю, что настоящие мастера, вручную вышивающие всю эту красоту у себя в деревнях, получают в лучшем случае сотую часть. Поэтому на рынках нужно торговаться, сбивая цену в два и более раз. Также стоит пристально смотреть на качество — торговля тут поставлена на профессиональный уровень ещё со времён Шёлкового пути. В общем, отжимать торгашей по-максимуму и не расслабляться.

Узбекистан, рынок

Итоги

Узбекистан — это страна с величайшей историей, которая начинается почти за тысячу лет до нашей эры. На её территории расположены древнейшие города мира: Самарканд, Бухара, Хива, Ташкент. Посетить эти земли стоит обязательно, даже если не на автомобиле. Насколько мне известно, на Муйнак местные организуют «джип-туры», а по крупным городам можно проехать на общественном транспорте.

Взглянуть на крупнейшую экологическую катастрофу прошлого века и лично ощутить маштаб бедствия — это очень мощное усиление и без того ярких впечатлений.

Узбекистан, дно Аральского моря

Помимо идеи и организации всего процесса, важнейшим в путешествиях является команда. Группа совершенно разных людей, идущих к одной цели и объединяющих свой личный опыт и знания — это великая сила.

Узбекистан, слава покорителям пустыни

Оглавление

  1. Корабли Узбекистана (Главная страница)
  2. Казахстан, граница
  3. Аральское море
  4. Муйнак
  5. Крепости Хорезма
  6. Кызылкум
  7. Бухара
  8. Хива
  9. Амударья, дорога назад